-
-
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЗЕЙНЫХ
ПОРТАЛОВ
-
-
1.1. Технологии
создания виртуальных музеев
-
-
На основе проведенных мной
исследований можно выделить некоторые характеристики, которые
являются типовыми для музейных порталов, а также для порталов людей
в частном порядке реализующих идеи виртуальных музеев. Очевидно, что
приведенный ниже перечень характеристик порталов не является полным
и исчерпывающим хотя бы потому, что технология порталов сегодня
бурно развивается, и появление их новых типовых характеристик не
является редкостью.
-
Двумя основными характеристиками
порталов, которые отличают их от традиционных статических
Web-страничек, являются:
-
Персонализация
информации
на портале, например технология
PHP.
Пользователи портала должны обладать мощными средствами для
персонализации информации, а именно включения, добавления,
исправления, удаления любой информации или средств коммуникаций на
пользовательском портале. Другими словами, пользователь должен иметь
возможность отображать на портале только то, что он хочет в данный
момент отображать; как правило, велика вероятность того, что в
другое время требования к составу отображаемой информации могут
измениться. Типовыми составными частями персонализированных данных
являются: собственный календарь событий; разнообразные списки
автоматической рассылки сообщений; перечень интересных сайтов в сети
Интернет, информация с которых будет динамически и регулярно
отображаться на пользовательском портале; перечень групп электронных
обсуждений, в которых бы хотелось принимать участие пользователю и
«скачивать» результаты обсуждений на пользовательский портал;
перечень «электронных досок объявлений», информация с которых должна
динамически отображаться на пользовательском портале и т.п.;
-
Адаптация и настройка портала на
динамическое отображение необходимой информации, получаемой извне с
других сайтов в сети Интернет. Пользователи портала должны иметь
возможность автоматического и динамического получения информации с
разнообразных сайтов сети Интернет и ее отображения в
соответствующих разделах пользовательского портала. Например,
музейный портал может регулярно «запрашивать» и немедленно
отображать текущую информацию новостях в области культуры,
выставках, презентациях, событиях в музейной жизни, новых
разработках и технологиях и т.д.
-
Другими типовыми характеристиками
музейных порталов являются следующие:
-
1) Автоматическая динамическая
генерация текущей версии портала пользователя. На основном входе в
портал происходит идентификация пользователя по его паролю. На
основе этого, а также на основе информации в «памяти» портала о
маршрутах предыдущих посещений указанным пользователем данного
портала происходит автоматическая генерация текущей версии портала
пользователя, т.е. «отбор» релевантных мини-кубиков из общего
музейного портала и сайтов сети Интернет и установления связей
(вызовов) между ними.
Отметим, что для реализации «памяти» портала о его пользователе и
предсказания с некоторой вероятностью маршрутов прохождений
пользователем через портал используются элементы искусственного
интеллекта и теории автоматов;
-
2) Возможность защиты пользователя и
его информации. Пользователи порталов должны иметь возможность
защитить свою информацию в сети Интернет, а также санкционировано
редактировать, удалять информацию со своего портала. Использование
имени пользователя и его пароля обеспечивает некоторую степень
защиты пользователя, а также информации о наиболее вероятных
траекториях его продвижения по данному порталу и в сети Интернет. В
то же время, при отсутствии соответствующего пароля или приоритета,
те же самые пользователи не должны иметь возможности просмотра и
модификации информации других пользователей на том же самом портале;
-
3) Возможность конфигурирования
потоков информации. Пользователи портала должны иметь возможность
конфигурировать отображение различных потоков информации с внешних
сайтов сети Интернет, например, сведений о погоде, культурных
мероприятиях, новостей музейной жизни и др.;
-
4) Своевременность подачи информации.
Виртуальные музеи должны иметь возможность регулярного
автоматического изменения и обновления своего содержания;
-
5) Наличие средств коммуникаций.
Порталы должны включать все самые современные средства коммуникаций
через систему Интернет в виртуальном информационном пространстве, а
именно: аудио- и видеоконференции; автоматический обмен данными;
электронные доски объявлений и группы обсуждений; электронную почту;
так называемые «белые доски» для совместного одновременного
обсуждения и выполнения проекта через Интернет и др.;
-
6) Направленность или
ориентированность информации. Пользователи порталов должны иметь
возможность селектировать конечных пользователей той или иной
информации. Например, сообщение о научном семинаре по «Системе
описания музейных предметов» может быть послано только сотрудникам
фондов музеев, аспирантам и студентам факультетов музейного дела,
подразумевая, что это же объявление не является интересным
посетителей других специальностей и поэтому оно не будет послано им;
-
7) Наличие базы данных часто
задаваемых вопросов и ответов. Подобная автоматическая и
динамическая база данных является неотъемлемой частью порталов;
-
8) Наличие высокоэффективных средств
поиска информации в сети Интернет. Современные средства быстрого
поиска информации в сети Интернет должны быть включены в состав
порталов;
-
9) Автоматический доступ к внутренним
(на портале) и внешним (в сети Интернет) источникам музейной
информации. Ссылки (закладки) на интересные сайты в сети Интернет
должны автоматически создаваться средствами портала после посещения
этих сайтов пользователем.
-
Отметим, что при разработке
программного обеспечения порталов в настоящее время широко
используются языки программирования DHTML и XML.
-
-
1.2. Архитектура
музейных порталов
-
-
Для лучшего, образного понимания
архитектуры музейных порталов целесообразно их начальное
представление в виде некой таблицы с неопределенным числом
горизонтальных и вертикальных столбцов, содержащих различные типы
информации, мини-ячеек. Горизонтальные ряды в данном случае могут
быть ассоциированы с горизонтальными порталами, представляющими
одноуровневую (или одномасштабную) информацию об одном и том же
объекте или системе. Например, на музейном портале один из слоев
горизонтальных порталов может включать однотипную информацию обо
всех отделах и подразделениях виртуального музея.
-
Вертикальные столбцы - вертикальные
порталы - представляют собой несколько слоев информации об одном
объекте или системе с различными степенями детализации этой
информации. Например, портал виртуального музея может включать
последовательно информацию обо всех фондах музея, каталогах каждого
раздела фонда, при переходе по каталогу описание каждой единицы
хранения, общий и детализированный вид, для экспонатов
выставлявшихся в других музеях м.б. выложена коллекция
соответствующих презентаций, методические и технические разработки
по специальности, а также компоненты онлайн-презентаций (содержащие
общие документы по деятельности музея, предстоящих выставках и
т.д.).
-
Музейным порталам, таким образом
может называться совокупность вертикальных и горизонтальных порталов
при их наполнении детальной информацией обо всех подразделениях и
всех видах деятельности одного музея. Музейный портал, как правило,
представляет собой своего рода таблицу максимального (для данного
музея) размера.
-
Многочисленные производные от
музейного портала можно представить в виде фигур неправильной формы,
«вырезанных» из основного тела музейной таблицы в соответствии с
запросами пользователей различных групп виртуального музея. Так,
например, в состав музейного портала могут войти мини-ячейки,
обеспечивающие информацию (ФИО, адрес, телефон, электронная почта,
Web-страничка, специальность, специализация) обо всех сотрудниках
музея. В то же время в состав административного раздела музейного
портала могут войти мини-ячейки, обеспечивающие информацию о
структуре музея, информацию (ФИО, телефон, электронная почта) обо
всех сотрудниках, онлайн-доступ к нормативно-правовым документам
музея, средства коммуникаций между сотрудниками, электронные доски
объявлений, автоматические рассылочные списки.
-
Типовыми частными примерами, которые
генерируются как производные базового виртуального музея, являются
следующие порталы:
-
Персональные
странички руководителей, научных сотрудников и
сотрудников;
-
- Профильных объединений (групп);
-
- Администрации музея;
-
- Отдельных направлений научной
деятельности музея;
-
- Отделений
переподготовки кадров и повышения квалификации;
-
- Организаций-поставщиков для
музея
(материально-технического снабжения, обеспечения функционирования
различных музейных подразделений);
-
- и многие другие виды частных
производных порталов по музейной специализации. Например,
образовательные порталы университетов, частные страницы
коллекционеров и т.д.
-
-
1.3. Типовые
пользователи виртуальных музеев
-
-
Типовыми пользователями
(пользовательскими группами) музейных порталов являются:
-
- Специалисты в области музейного
дела;
-
- Коллекционеры;
-
- Преподаватели. Как
правило, преподаватели
создают свои порталы для хранения в сети Интернет:
онлайн-версий учебных программ; онлайн учебных курсов и всех
сопутствующих учебных материалов (например, обширных библиотек фото-
и видеофрагментов, анимаций); разнообразных списков студентов и
сотрудников для автоматической рассылки сообщений по электронной
почте; адресов электронных досок объявлений по различным областям
деятельности; адресов электронных групп обсуждений по различным
предметным областям; различных средств коммуникаций со студентами и
другими преподавателями.
-
- Профессиональные
группы преподавателей и сотрудников
(профессиональные
порталы). Как правило, такие порталы создаются отдельными
профессиональными группами преподавателей и сотрудников, например,
портал одного или нескольких взаимосвязанных национальных или
международных проектов с автоматической «пристыковкой» к нему всех
источников информации из сети Интернет.
-
- Студенты и
студенческие объединения (студенческий портал связанный например с
изыскательской или музейной деятельностью). Как
правило, студенты включают в свои порталы расписание
текущих учебных курсов; дни сдачи контрольных заданий на текущей и
последующей неделях; средства отображения текущих оценок и текущей
академической успеваемости по всем курсам; сайты сети Интернет с
похожими студенческими учебными и научно-исследовательскими
проектами; расписание культурных мероприятий в университете и
городе, примером такого проекта может служить созданный мной сайт
расположенный в сети по адресу: http://muzey2005.narod.ru/. Первая
очередь проекта реализует идею освещения проблематики виртуальных
музеев, а так же создается путеводитель по музеям мира. При
реализации второй очереди развития проекта мной планируется
приобретение домена и развитие информационного и сервисного
наполнения.
-
Музейные подразделения (портал
подразделений). Как правило, сюда включаются порталы различных
комитетов и временных объединений в музее.
-
Таким образом современный виртуальный
музей, это нечто большее чем просто сайт, это активная среда
выступающая многоаспектным феноменом, основная задача такого портала
- создание коммуникативной среды, для общения профессиональных групп
и в первую очередь студентов и преподавателей, поскольку именно они
нуждаются в разносторонней информации.
-
Тем не менее на повестку встает и еще
один важный вопрос, это проблема поиска информации, вторая глава
настоящей работы будет посвящена именно этой больной теме всего
Интернета.